Влияние наставничества на историю становления и успеха воспитанников

 Оконечников Сергей Михайлович, педагог дополнительного образования ГККП «Детско-юношеский центр «Әлем» г.Темиртау

 Судомоделизм представляет собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей ребёнка, формированию гражданско-патриотических качеств личности.

В связи с наблюдающимся подъемом экономики и ориентации промышленности на развитие наукоёмкого производства в стране ощущается потребность в специалистах инженерного профиля. На производстве наблюдается нехватка высоквалифицированных рабочих: токарей, фрезеровщиков, слесарей контрольно-измерительных приборов, связистов. Именно руководители кружков  технического творчества могут оказать помощь подростку в выборе профессии технического профиля.

Тема  «Влияние наставничества на историю становления и успеха воспитанников» как никогда актуальна. Без наставничества невозможен успех в работе.

«XXI век мы называем не только эпохой глобальных вызовов, но и временем молодых, энергичных и талантливых людей. В Казахстане сегодня каждый четвертый гражданин – это представитель молодого поколения. Среди вас немало ребят, чьи ум и знания уже сейчас приносят пользу Родине. Уверен, что совсем скоро мир узнает о новых казахстанских ученых, врачах, инженерах, музыкантах и спортсменах», – сказал Нурсултан Назарбаев.

Исходя из определения «Наставник» – воспитатель, учитель. Человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. Поэтому  получается, что наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности. Это общепринятые определения, касающиеся к процессу целенаправленного формирования личности и профессиональной подготовки молодежи.

Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.

Для самого педагога наставничество является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции.

Занимаясь 35 лет судомодельным спортом, сформулировал для себя следующую аксиому: «Основой успешных взаимоотношений является хороший диалог. Без этой составляющей эффективность обучения сомнительна». Взаимоотношения должны быть обоюдными, наставник и его подопечный должны ощущать единство целей. Обучая подростков, обучается и педагог, ведь достижения не стоят на месте.

Считаю, что должен служить примером для подражания, для этого  сам  совершенствую технику, выставляю работы на выставках и соревнованиях, изучаю опыт мирового судомоделизма, изучаю, обмениваюсь опытом в технологическом аспекте изготовления копий кораблей, этому же обучаю детей.

Конфуций изрёк на века: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Именно под таким девизом строю деятельность своих воспитанников.

Основной контингент воспитанников кружка – это трудные подростки и ребята из неполных и малообеспеченных семей. Зачастую ребята из семей, где отсутствует отец,  не могут работать ручным инструментом, не имеют примера для подражания, поэтому занятия в кружке судомоделирования могут частично скомпенсировать этот недостаток в воспитании и подготовить молодого человека к самостоятельной и взрослой жизни.

Наставнику необходимо поддерживать тесную связь с родителями. Все  должны быть в курсе, как успехов, так и неудач своих детей. Нужно приглашать родителей на соревнования, а в необходимых случаях и вызывать на занятия.

Глубокая связь с семьей воспитанника, со школой, в которой он учится, предоставляет тренеру большие возможности в плане всестороннего воспитания юного спортсмена. И настоящий тренер, настоящий мастер своего дела не преминет этими возможностями воспользоваться. Практикуем положительную традицию: тренировки на воде с привлечением родительского комитета. Наставник, родители, школа работают на одну цель.

Большим стимулом в совершенствовании своей работы для воспитанников всегда были и остаются соревнования. Соревнования повышают творческую активность обучающихся, обнажают слабые места в подготовке, определяют лучших. Считаю, что деятельность воспитанника на результат – это прогресс в личностном развитии ребенка. У воспитанника происходит развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, умение решать учебные задачи на основе способов деятельности.

Занятия техническим творчеством, в частности, судомоделирования,  связаны с углублением вопросов по отдельным темам курса физики и техники в процессе конструирования и моделирования. На занятиях каждый воспитанник через какой-то промежуток времени выполняет ряд разных по характеру заданий, и в результате деятельности он сможет попробовать свои силы в разных видах работ, приобрести множество полезных знаний и навыков, которые в дальнейшем можно использовать в жизни. Можно смело утверждать, что формируется социальная компетентность подростка.

Занимаясь техническим творчеством, ребята не всегда выбирают технические профессии, и такой цели руководителю кружка ставить перед собой нет необходимости. Выбор профессии – это дело самого подростка и его родителей. Основная цель педагогической деятельности в данном направлении – воспитательная, т.к. в интеллектуальном труде формируются такие качества личности, как инициатива, аккуратность, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность. Эти черты характера нужны в настоящее время каждому молодому человеку.

Но радостно осознавать, что часть моих выпускников  нашли себя в инженерной деятельности.

Замечено, что далеко не каждый педагог может быть наставником.  Умение что-либо делать и умение этому научить не всегда идут бок о бок. Многие люди просто не умеют делиться опытом и помогать другим,  приобретать знания.

Личность наставника  также  имеет огромное влияние на становление ребенка и подростка, на формирование его мировоззрения.

Деятельность на результат – основа  наставничества.

Мои приоритеты в воспитании юных судомоделистов:

  • быть конкурентоспособным, стремиться к знаниям, учиться всю жизнь
  • быть прагматичным,
  • быть патриотом
  • быть готовым к переменам,
  • воспринимать всё новое и впитывать новое.

И, конечно же,   важнейшим личным достижением считаю победы своих учеников.

Вот далеко не полный список побед:

  • более десяти раз становились Чемпионами РК
  • выигрывали открытый Кубок России
  • воспитанники ежегодно становились Чемпионами и призёрами Чемпионата Республики Казахстан и Спартакиады школьников
  • добиваемся высоких результатов на Мировом уровне, привозя медали с Чемпионатов Мира.
  • Первое место в Республиканском молодёжном конкурсе инновационных проектов IN – TECH

В 2016 году воспитанник отделения судомодельного спорта ГККП «Детско-юношеский центр «Әлем» Брунер Руслан стал Чемпионом Мира.

Что стоит за победой?

Как  наставник могу сказать:

Во-первых, цель, которую мы с ним хотели достичь – Чемпионат  Мира. Во-вторых, личный труд – его воля, усидчивость, правильное планирование своего  личного времени. В-третьих, труд команды – без помощи друзей он не достиг бы такого результата. Далее – анализ деятельности – постоянное обсуждение в процессе работы над моделью, помощь и поддержка со стороны педагога и товарищей, совместный поиск путей решения проблем, возникающих в процессе работы, и, конечно же, многочасовые тренировки с моделью на воде, на дистанции, что бы достичь высокого уровня вождения, так как без этого в нашем виде, как и в других видах деятельности, мастерство не обретается.

Сегодня кружкам технического творчества нужен педагог-наставник, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных инновационных технологий и новых программ. Он должен быть творцом педагогического процесса, обладать гибким мышлением, умело использовать инновации. А для внедрения инноваций обязательно должна создаваться инновационная среда – определенная морально-психологическая обстановка, подкрепленная комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс учреждений дополнительного образования.

К сожалению, в последние годы техническое творчество не получало необходимой материальной поддержки поэтому оказалось сегодня в очень сложном положении – многое развивается только благодаря усилиям педагогов-энтузиастов. Хотелось бы иметь больше возможностей для поддержки кружков технического творчества, ведь будущее республики во многом зависит от того, как будет развиваться научно-технический прогресс в нашей стране.

Развивая и  координируя  работу по развитию федерации  судомодельного спорта в Республике Казахстан, мечтаю:

  • О новом современном технологическом оборудовании
  • О достаточном финансировании
  • О постройке моделей кораблей на более высоком мировом уровне.
  • О новых победах!

Литература

  1. Новости Казахстана «Назарбаев обратился ко всей молодежи Казахстана» 10 Марта 2016 (16:46).
  2. «Наставничество как процесс» medznate.ru›docs/index-48218.html