Дорогие педагоги дополнительного образования!

Сегодня на вас возложена ответственная задача по активному вовлечению учащихся к занятиям в кружках, секциях, организациях дополнительного образования.

 У вас есть прекрасная возможность – работать с каждым ребенком индивидуально, тем самым развивая его творческие способности, помогая определиться с будущей профессией.

В новом учебном году особую роль приобретают новые формы и методы взаимодействия внешкольных организаций дополнительного образования с общеобразовательными школами. Речь идет о поиске рациональных форм партнерских отношений и совместном формировании индивидуальных траекторий социализации детей через их участие в кружках и секциях.

Как обеспечить постоянный интерес учащихся к занятиям в кружке или секции? Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждое занятие интересным и необычным? 

Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные ребенком на занятиях дополнительного образования, во многом зависит от стараний педагога. Не секрет, что интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает.

Предлагаем некоторые секреты подготовки и проведения интересного занятия. 

  1. Используйте в своей работе просьбы, а не только требования; методы эмоциональной разрядки (шутку, улыбку, юмористическую картинку, поговорку, афоризм с комментарием).
  2. Находите компромиссные решения спорных вопросов.
  3. Выбирайте формы и методы, способствующие активизации познавательной деятельности ребенка (ребенок в роли педагога, исследователя, ролевая игра, дискуссия, семинар и т.д.). Тематические игры сделают занятие интересным, ведь игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания.
  4. Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства.
  5. Стимулируйте внутреннюю мотивацию ребенка – стремление больше узнать. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  6. Постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
  7. Соблюдайте хронометраж непрерывной продолжительности видов деятельности для ребенка:

– 4 классов – 7 – 10 минут,
 5 -11 классах – 10 – 15 минут.

  1. Создавайте ситуацию успеха, неформальную обстановку, снижающую уровень стресса и повышающую эффективность занятий. Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! 
  2. Ведите себя нестандартно, ведь личность и поведение педагога на занятии крайне важны, дети будут с интересом следить за педагогом, ожидая от каждого занятия чего-то нового и необычного.
  3. Используйте примеры из личного опыта и опыта детей. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.
  4. Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом занятии.

Сегодня школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. В настоящее время приоритетами стали инфраструктурное развитие и переход на обновленное содержание.
В рамках реализации Плана Нации – «100 конкретных шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. 3 из них относятся к общему среднему образованию.
Шаг 76: Поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности. Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных школ.

 Шаг 79: Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах.

Шаг 89: Разработка и реализация национального проекта «Нұрлы Болашақ». Внедрение ценностей «Мәңгілік ел» в действующие учебные программы школьного образования.

Обратите внимание на подготовку первого занятия кружка. В новом учебном году оно пройдет в форме единого урока знаний «Я – патриот своей Родины» в рамках реализации Программы обновления национального самосознания «Туған жер» с переходом в более широкую установку «Туған ел», о чем говорится в статье «ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ».

Постарайтесь, чтобы это занятие запомнилось вашим воспитанникам. Рекомендации по разъяснению и изучению Программы «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ» и подпрограммы «ТӘРБИЕ ЖӘНЕ БІЛІМ» размещены на сайте РУМЦДО МОН РК www.ziyatker.org. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в подготовке и проведении новых нескучных занятий с детьми.

Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования детей