После целого года работы и тренировок, наши судомоделисты дождались главного старта этого года – восьмой Спартакиады школьников и учащихся колледжей Республики Казахстан. Честь Карагандинской области защищали спортсмены нашего города, пятнадцать воспитанников судомодельного кружка Детско-юношеского центра «Әлем». Восемь команд боролись за кубок в двадцати пяти классах моделях.
Надо сказать, что немногим юным спортсменам, в течении своей спортивной жизни выдаётся возможность попасть на Спартакиаду. Мало того, что школьник должен завоевать право попасть на Спартакиаду, ещё и твой вид спорта должен попасть в план Министерства на проведения, и сами эти соревнования проходят только раз в два года. В этом году, финальный старт судомоделистов проходил с 23 по 29 июня в Астане.
Торжественное открытие прошло во Дворце школьников имени Утемисова, там же была проведена и стендовая оценка моделей. Каждая модель копия оценивалась строгим жюри на качество изготовления, соответствии масштабу и чертежу, окраске и чистоте постройки. Здесь традиционно модели наших кораблей были на высоте, из семи разыгранных в этот день комплектов наград, мы увезли семь золота, серебро и бронзу! Так в не конкуренции оказались модели выполненные Штульберг Максимом и Смирновым Алексеем, среди моделей военных и гражданских судов. Модель парусного корабля отлично построил Чекалин Максим, а копию миниатюрного эсминца изготовил Гончаров Дмитрий. Отметим вклад в команду усилия Тихонова Артёма и Сойманова Ивана, представившие на суд жюри отлично выполненные модели. Казалось бы, можно уже и успокоиться, но главные старты были ещё впереди.
Первыми на акваторию вышли самые юные наши участники, спортсмены не старше 14 лет. Их модели кораблей только на первый взгляд простые, нет там ни сложной радиоаппаратуры, ни мощных аккумуляторных батарей, но стояла перед ними сложная задача, попасть своим маленьким (длиной полметра) корабликом в створ ворот не расстоянии 10 метров, и выбить как в мишени – «десятку». Волны и ветер, плохие помощники для маленького судна, а тут ещё волнение от первых в жизни стартов… так что первую «десятку» судьи и зрители увидели только на второй попытке. Как это часто бывает, победил слабый пол, Филиминюк Алина, одиннадцатилетняя девчонка из Актюбинска хладнокровно расстреляла мишень, попав моделью своего военного корабля в сотню баллов три раза из четырёх попыток! Наш дебютант Захарченко Артем вежливо пропустил даму вперёд… Среди моделей гражданских судов, так же впервые участвовал Скорюпин Александр. Прототип – портовый буксир, который он избрал для модели, конечно достойный корабль, но уж больно своенравный. Настоящие буксиры очень вёрткие, а здесь требовалась устойчивость на курсе. Модель упорно не хотела ходить прямо, в итоге «облизав» все углы пятёрок и шестёрок модель Александра заняла трудное и почётное третье место. Дальше соревновались наши подводники. Модель подводной лодки должна погрузиться и всплыть в акватории, разбитой на квадраты. Шувалов Алексей избрал тактику на максимальный результат с резким погружение лодки. Такие погружения дают отличные результаты на глубокой воде. Тогда лодка ныряет по крутой синусоиде, и в момент остановки двигателя всплывает в «десятом» квадрате. На детском пляже Астаны, где проходил старт наших прямоходных моделей, глубина оказалась, как говориться по –колено. Наша лодка упрямо втыкалась в дно и всплывала во втором квадрате. Пока Алексей перестроил рули глубины и менял центровку, оказались проиграны две попытки, в итоге третье место, как и у товарищей.
На следующий день на водную гладь Центрального пруда Астаны обрушились вой и шум моторов, на свои дистанции вышли гонщики скутеров. Изматывающие получасовые, быстрые и резкие семиминутки, на пределе техники и реакции человека. Сложную гонку провёл Брунер Руслан, его гоночная модель была подготовленная вместе с его руководителем Косаревым Иван Ивановичем педагогом Детско-юношеского центра «Әлем». Оснащённая новейшим бесколлекторным двигателем и стоамперным регулятором скорости, мощным шести амперным аккумулятором, агрегат выдавал почти киловатт мощности на 11 вольтах при 15 000 оборотах на валу, при том, что модель весила чуть более килограмма! Для тех, кто понимает что-то в этих цифрах, понятно, что получается этакая ракета с винтом. Когда такими характеристиками обладает модель самолёта, всё замечательно, мы летим далеко и быстро, но тут вода! На скорости уже 60 км, в час она как бетон, малейшая неровность и мы взлетаем в воздух с эффектным кульбитом. Как же победить в гонке где нужно быстро плыть, но не влетать? Разработкой гидродинамических быстрых корпусов наши спортсмены обязаны старшему тренеру команды Хуторному Максиму Петровичу. Он спроектировал и построил все корпуса и винтомоторные группы для моделей наших гонщиков.
А саму гонку Руслан провёл очень достойно, сражаясь с лучшими пилотами Актюбинска, Астаны и Кустаная он пришёл к финишу вторым. Не меньшими испытаниями подвергся и второй пилот нашей команды Сайко Александр. Так в финал из шести гонщиков он вышел имея соперниками пилота из Кустаная и…четырёх человек из команды Актюбинска! Не нужно быть спортсменом, чтобы понять, чем грозит поединок с четырьмя одноклубниками. Сама дистанция представляет собой треугольник со сторонами всего 30 метров, на которой на предельной скорости несутся шесть снарядов, обгоняя и сталкиваясь с собой, что грозит аварией с пробитием корпуса или обрывом винта. Хотя за столкновения следует наказание, аварии всё равно часты вследствие больших скоростей, малого места или борьбы за выгодный курс скутера. Вот в таких условиях Александр и показал все свои качества настоящего гонщика. Пока клубок из рёва моторов, фонтанов воды и мешанины корпусов, который устроили гонщики Актобе представителю Костаная, нёсся по дистанции, нарушая правила и получая штрафы от судьи, Александр хладнокровно наматывал круги на винт своего скутера. Через семь минут, когда акватория пестрела плавающими разноцветными корпусами неудачников старта, Александр гордо финишировал первым, ещё раз доказав, что мастерство сильнее грубой силы!
В это время на дистанции копиистов царила, внешне тишь да гладь. Здесь не было рёва двигателей и никто не пенил воду в буруны суперкавитирующими винтами, но внутренне напряжении и переживания царили и здесь. Модель корабля копию настоящего судна надо просто провести по дистанции, стоя на берегу и попадая, при помощи передатчика, последовательно в створ двенадцати буёв и всё…всё?! Из более чем тридцати человек в пяти классах моделей это удалось всего двоим. Остальные или мазали, или наваливались на буй, получая от судей штраф за штрафом. Жители нашего города в эти числа испытали на себе всю мощь стихии, так в столице погода была не немного лучше, а старты не откладывались ни в дождь не ветер. В таких условиях Трофимчук Александр, прошлогодний победитель Чемпионата Казахстана, выбил заветную «сотню» и стал Чемпионом Спартакиады. Не удача постигла только нашего дебютанта Сороквашина Илью, он занял только пятое место, надеемся в следующем году ему повезёт больше.
Ещё один новичок в нашей команде Шутов Антон напротив не растерялся на своих первых в жизни стартах и достойно завоевал серебро в копийном радиоклассе. Ещё одну бронзу в копилку команды добыл Жармаганбетов Тимур, погода внесла коррективы в его результат и немного подпортила удачный старт. Старшему тренеру нашей сборной Оконечникову Сергею Михайловичу был вручен почётный серебряный кубок восьмой Спартакиады Казахстана. Все воспитанники судомодельного кружка Детско-юношеского центра «Әлем» отлично справились со своими задачами на этих несомненно трудных стартах завоевав в итоге девять золотых, пять серебренных и десять бронзовых наград.
Педагог ГККП «ДЮЦ «Әлем» Оконечников С.М.