Общее понятие одарённости
ОДАРЕННОСТЬ – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (говорят: «талантливый человек талантлив во всем»).
В области опережающего развития познания отмечается следующее:
– повышенная любознательность. Одарённые дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, мозг одаренных детей отличается громадным “аппетитом” и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;
– способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков (“перескакивание” через этапы). Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей;
психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;
– отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
–большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
–повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;
–яркое воображение, высокоразвитая фантазия.
В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:
-сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
-хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, “подковырки”, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;
-попытки решать проблемы, которые им пока “не по зубам”;
-преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.
В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.
В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одаренности. К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности). Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса). Правда, имеются мнения, что четкую грань между ними провести трудно и это деление довольно условно.
Виды одарённости:
1.Художественная одаренность.
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эти дети уделяют много времени и энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
2.Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Ученики могут демонстрировать высокий показатель IQ по тестам, а учиться плохо.
3.Творческая одаренность.
В настоящее время продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.
Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.
4.Социальная одаренность.
Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.
Существует множество определений лидерской одаренности, тем не менее, можно выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего; чувство ответственности; уверенность в себе; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
Как выявить одаренность
Точно определить наличие одаренности у ребенка можно только под руководством специалиста, но существуют общие характеристики, благодаря которым родители могут предположить, что у них одаренный ребенок.
- Ребенок мало спит.
- Очень быстро учится читать.
- Произносит первое слово в возрасте 6 месяцев.
- Произносит первое предложение в возрасте 12 месяцев.
- В возрасте 18-24 месяцев может поддержать диалог, пользуясь очень богатым для его возраста словарным запасом.
- В 2,5 года учит алфавит и считает до десяти.
- Решает простые задачи на сложение и вычитание к 3 годам.
- Начиная с 3-летнего возраста, спрашивает о значении незнакомых слов.
- С раннего возраста задает вопросы «почему?».
- Демонстрирует фантазию.
- Очень восприимчив к окружающему миру.
- Его волнуют вопросы справедливости и нравственности.
- Ребенок энергичен и уверен в себе.
- Очень наблюдателен, готов к нестандартным ситуациям.
- Критично относится к себе и к окружающим.
- Очень внимателен, умеет полностью сосредоточиваться.
- Предпочитает общество детей постарше.
- У него низкая самооценка и склонность к депрессиям.
- На уроках ему скучно, поскольку стандартная учебная программа слишком примитивна для него. Учителям трудно подобрать для него мотивацию.
- Погружен в себя, рассеян.
- Мышление скорее продуктивное, чем репродуктивное: он генерирует идеи.
- Чувствует себя странным, считает, что его не понимают
- Он независим, у него характер интроверта.
Как быть родителям?
Если родители заметили у ребенка признаки, соответствующие одаренности, им следует посоветоваться с педагогами или специалистами и следовать особым методикам. Если ребенок действительно одаренный, родителям не стоит паниковать: им обязательно помогут. Так или иначе, родителям и впредь предстоит заботиться о развитии ребенка.
– Разговаривайте с ребенком, играйте с ним. Беседуя о повседневных делах, предлагайте ребенку высказывать свое мнение.
– Реагируйте на интерес ребенка к науке и искусству, помогайте ему развивать свои способности в этих сферах.
– Вместе с ребенком бывайте там, где он может узнать что-то новое, — в музеях, библиотеках, общественных центрах, где организуются различные мероприятия.
– Не давайте ребенку скучать, стимулируйте его активность, объясняйте, что достижения пригодятся ему в будущем.
– Создайте дома спокойную обстановку, в которой ребенок сможет читать и учиться, помогайте ему делать уроки.
– Поощряйте интерес ребенка к внешкольным занятиям.
Развитие социальных навыков
Некоторым одаренным детям свойственна крайняя застенчивость, им трудно общаться с другими детьми и взрослыми. Развитию коммуникативных способностей в методике по выявлению одаренности ребенка можно помогать в домашних условиях с помощью простых упражнений.
- Поручите ребенку выполнять простые задачи, когда в доме бывают гости (например, открывать дверь, помогать гостям раздеться, предложить им угощение и т. п.). Некоторые из этих действий предстоит отрепетировать заранее.
- Поговорите с ребенком о том, что требуется для поддержания дружеских отношений, и объясните, в каких случаях дружба обрывается.
- Помогите ребенку поупражняться в разговорах по телефону, научиться слушать чужое мнение, вести себя в гостях и т. д. Кроме того, одаренному ребенку можно помочь следующими способами.
- Выбрать хобби. Любимые занятия не только увлекательны сами по себе — это отличная возможность обзавестись друзьями с общими интересами.
- Записаться в какую-нибудь группу в местном сообществе, например, в клуб бойскаутов. Ребенок сможет дать выход энергии и общаться с ровесниками.
- Участвовать во внеучебных мероприятиях в школе, чтобы чаще находиться в кругу детей с одинаковыми интересами.
- Найти работу или волонтерскую деятельность в местном сообществе (после уроков и на выходные). Она поможет ребенку влиться в общество и повысит его самооценку. Теперь мы знаем, какие существуют методики по выявлению одаренности ребенка.
Информацию подготовила психологическая служба ДЮЦ «Әлем»:
Ходарева. И.М
Осипова. О.А