Несколько лет работаю в Клубе развития личности «Детская академия» при Детско-юношеском центре «Әлем». Работа нравится, мои «академики» умеют многое: они читают, пишут, считают и решают логические задачки, они дружат и поют, они ставят мини-спектакли и красиво рисуют, детки учатся говорить на английском и казахском языках, и все это за очень скромные деньги. Именно поэтому наш клуб развития личности «Детская академия» пользуется популярностью среди жителей города уже около двадцати лет. В других коллективах центра с детьми тоже занимаются, развивая их творческие способности, давая умения, другими словами – компетенции, необходимые для того, чтобы быть успешным в современном информационном мире. И дети становятся у нас именно такими, творческими, успешными, яркими и красивыми, происходит это во многом благодаря родителям, терпеливо, помногу часов ожидающих свое чадо в удобных холлах. Но сегодня хочется привлечь внимание читателей к другой проблеме, к проблеме плохо говорящих детей.
Каждый из нас наблюдал картину, когда ребенок теребит находящегося рядом взрослого:
– Мама, почему небо синее? Почему лужа мокрая? Почему ручей журчит? Ну почему, почему, почему? – спрашивает ребенок, а мама устало отмахивается от вопросов и включает смартфон:
– На поиграй, отстань, не доставай, сиди смирно, чего ты скачешь, посмотри телевизор, вот тебе мультики, смотри, не мешай. И страшно видеть, как под таким давлением «гаджетов» (Га́джет -англ. Gadget – штуковина, приспособление, устройство, безделушка) — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека.) ломается, затихает, останавливается развитие ребенка. И вот, я как педагог – психолог вижу уже целое поколение детей, которое не говорит. Просто не умеют этого делать! Да, они не мешают взрослым, тихо просиживая перед телевизором, переключают каналы с мультика на мультик, они умеют с восьми месяцев играть в игры на телефонах и планшетах, но они теряют одну из важнейших функций – РЕЧЬ. В отличие от первой сигнальной системы – дающей простейшее представление об окружающей действительности в виде ощущений и восприятия, которой наделены животные и люди, первой сигнальной системой обладаем только мы – люди! Речь, как вторая сигнальная система, возникает в процессе эволюции, в результате трудовой деятельности человека, его социализации. Так о какой социализации идет речь, когда мы видим, как очень многие родители в наше время практически исключают своих малышей из общения, лишают их возможности общаться и развиваться. Не читают им сказки (некогда, лень, лучше кино посмотрю, а малыша к компьютеру). Когда детки часами играют в компьютерные игры, для общения с родителями используют краткие «дай», «на», «ма», «па». А мамочки их понимают, им это удобно, у них есть «свободное время», у них «развязаны руки». Затем, приведя чадо в ДЮЦ, растерянно разводят руками:
– Вы знаете, у меня проблема, да он у меня хороший мальчик, физически развит отлично. Знаете, он умный, как он в «танчики» с папой рубиться, просто «ас», как он лихо разбирается в телефоне, но вот что-то не говорит… Не знаю, что и делать, а ведь мальчику уже четыре года. Ну пожалуйста, пожалуйста, сделайте что-нибудь! А делать уже поздно. Ведь начало формирования речи начинается с трех месяцев, когда малыши начинают гулить, произнося гласные, а к четырем годам нормально развивающийся ребенок должен хорошо запоминать и рассказывать стихи, сказки, передавать содержание картинок. Дети разговаривают фразами, используя союзы, предлоги, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
Речь мальчика, конечно, мы с коллегами разовьем. Но как больно смотреть на упущенное поколение, поколение «гаджетов», поколение – не умеющее рассказать в четыре года сказку про «Репку», поколение «домашних деток», прошедших мимо детского сада, поколение будущих троечников, поколение, которое отлично играет в игры на смартфонах, но вряд ли напишет красивое сочинение.
Уважаемые, замечательные, хорошие родители, прочитав эту статью, отложите газету, повернитесь к вашим деткам, обнимите их, поиграйте с ними, почитайте им книгу, поговорите, просто вспомните, что вы – МАМА, или вы – ПАПА! Именно Вы, самый главный и умный человек в жизни Вашего ребенка, а Ваш ребенок самый уникальный, удивительный, необыкновенный, просто потому что он – ВАШ!
Рахманенко С. И. – преподаватель логики и психологии ЦРЛ «Детская академия» ГККП «ДЮЦ «Әлем»