Информация для родителей – Игровой тренинг для воспитанников на тему: «Добрые лучики».

Уважаемые родители и дорогие ребята. Сегодня предлагаем вам принять участие в очень интересном упражнении. Гарантируем, что оно вам очень понравится. Вы почувствуете, что вас все очень любят и гордятся вами. Этим упражнением мы сможем подарить частичку добра всем своим дорогим и родным людям.

Упражнение, можно считать и диагностическим, и коррекционным: оно работает на повышение самооценки ребёнка. Самооценка ребёнка складывается, в том числе и из тех оценочных суждений, которые малыш слышит от взрослых.
Эти суждения могут быть как позитивные: «Молодец», «Умница», «Ты у меня добрый, умный, аккуратный…», так и негативные: «Неряха», «Непоседа», «Непослушный, неисполнительный, рёва…».
Упражнение «Солнышко» хорошо показывает, насколько в сознании ребёнка закрепились те или иные представления о себе.
Итак, перейдём к сути упражнения.
Для его выполнения потребуется альбомный лист краски, фломастеры или карандаши.
Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.
Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.
– Солнышко, – какое оно?
– Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…
– А теперь представь, что солнышко – это ты. У солнышка твоё имя.
Пусть ребёнок подпишет, если умеет, своё имя на солнышке. Если писать он ещё не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.
– Ты перечислил, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты?
Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»
Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика.
Задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развита или вообще отсутствует. Так вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями. «Я мою посуду.… Убираю игрушки…» Запишите всё, что услышите, пусть и делается это порой со слезами или даже скандалом. Не нужно реплик: «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п. В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.

Интересна реакция родителей, которые видят на занятиях, как меняется настроение ребенка, меняясь от мрачно-чёрного до солнечно-жёлтого. На одном из последних занятий мама 5-летнего Андрюши спросила, можно ли дома нарисовать это солнышко на большом листе и прикрепить на стену.
Можно, конечно, можно! А ещё можно, даже нужно, попросить всех, кто знает ребёнка подписать лучики этого солнышка. Можно добавлять лучики каждый раз, когда вы заметите в ребёнке что – то, за что его нужно похвалить. Лучики может добавлять и сам ребёнок.

Одно очень важное условие. Как бы вы не сердились на сына или дочку, в чём бы они не провинились, наказывая их, никогда не упоминайте в этот момент про ваше рукотворное солнышко.
Поверьте, одна невинная вроде фраза типа «Ты же солнышко, а так поступаешь…» способна разрушить весь эффект упражнения. Проступок, без сомнения, требует разумного наказания, но никак не перечёркивания того, что ваш ребёнок – ваше солнышко.

И ещё один вариант выполнения упражнения «Солнышко». Он выполняется тогда, когда нарисовано солнышко ребёнка. Предложите ему нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или педагога. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.
Надеемся, что это упражнение вам очень понравится. Ждем ваших отзывов.

Психологическая служба ДЮЦ «Әлем».